На какие машины распространяется система Платон

На какие машины распространяется система Платон?

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей. Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

История вопроса

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение. Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна».

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Видео: Как работает система «Платон»

Как оплачивать проезд при помощи системы «Платон»?

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS.

Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».

Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки. На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум. Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Размеры штрафов

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей. Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2020 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 10000 рублей.

Какие авто попадают под «Платон»?

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

Какие авто не попадают под «Платон»?

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

  • большегрузный автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок;
  • весь служебный спецтранспорт, оборудованный специальной аэрографией и проблесковыми маячками (пожарные машины, транспорт аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, военной автоинспекции, полиции);
  • вся военная автотехника Министерства Обороны РФ;
  • весь легковой автотранспорт до 3,5 тонн;
  • грузовые машины с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн.

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам , проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

«Платон» и легковые автомобили

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2020 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Читайте также  Утилизация автомобилей в Московской области от ТК ВТОРМЕТ

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый.

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога. Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Источник:
http://pravo-auto.com/sistema-platon-kakie-mashiny-pod-nee-popadayut/

С апреля проезд по федеральным трассам подорожает вдвое

В нашей стране 31 января ­произошли два важных события, касающиеся российских перевозчиков. Сначала было объявлено, что те, кто зарегистрирован в системе оплаты федеральных дорог Платон и уплатил годовую сумму, равную транспортному налогу (или более), освобождаются от этого налога.

Но не успели транспортники облегченно вздохнуть, как на их плечи упало новое бремя. Тем же 31 января датировано и постановление о повышении платоновского тарифа в два раза! Сейчас проезд по километру федеральной трассы стоит 1,53 рубля, а с 15 апреля ставка повышается до 3,06.

Теперь смотрите: в Москве ежегодный транспортный налог для 420-сильного тягача равен 420х70 рублей = 29400. Если фура проезжает за год по федералкам 100 тысяч километров, то прежде на Платон уходило 153 тысячи рублей, а теперь 306 тысяч. На этом фоне 30 тысяч, которые государство «прощает» перевозчику, — сущие копейки!

А знаете, сколько теперь придется заплатить Платону за рейс Москва—Питер и обратно? Уже не примерно 2100 рублей, как сейчас, а все 4200.

И отвертеться будет все труднее, поскольку контроль за оплатой дорог ужесточат. В апреле на трассах начнут действовать три сотни рамок с камерами, к середине июля — уже 481. За уклонение от оплаты проезда ­Ространснадзор уже взыскал с перевозчиков 48 млн рублей.

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, сегодня нормативам отвечает 71% федеральных дорог, но только 40% — региональных

Кстати, за день до выхода в свет постановления я побывал в Общественной палате РФ, где выступал министр транспорта Максим Соколов, и он посетовал на то, что перевозчики до сих пор оплачивают проезд «по льготному тарифу». А уже на следующий вечер объявили, что тариф повысится в два раза. Впрочем, об этом было известно изначально, только никто не знал, когда ценник подскочит.

Первая причина подорожания лежит на поверхности: министр заявил, что сейчас в нормативное состояние приведен 71% федеральных трасс (хотелось бы верить), однако лишь 40% региональных дорог отвечают нормативам. Значит, остальные 60% — убитые. А денег не хватает, хотя в бюджет уже собрано 20 млрд «платоновских» рублей (11 млрд из которых пошли на ремонт и строительство федералок и мостов).

Неудивительно, что в постановлении написано: «Доходы будут направлены на дальнейшее развитие сети автомобильных дорог. регионального, межмуниципального и местного значения».

Так что деньги с дальнобойщиков собирают за проезд по трассам, а пустят в том числе на ремонт городских улиц, по которым фуры не ездят.

А еще, по словам министра, Платон нужен для того, чтобы переориентировать грузопоток на другие артерии, в том числе водные. Не можешь платить за дороги? Уходи из бизнеса, ставь фуру к забору! А твой груз повезут по воде или по рельсам.

И нынешнее подорожание не последнее: в постановлении указано, что «срок начала ежегодной индексации размера платы в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен переносится с 1 июля 2017 года на 1 июля 2018 года».

Знаете, что это означает? В июле следующего года тариф снова вырастет — видимо, до 3,73 руб/км, о которых было заявлено изначально.

И вот что получается. Дороги становятся все дороже, товары автоматически тоже, и в итоге цены за проезд опять поднимают. Замкнутый круг, и перевозчикам из него не выбраться!

Германия учится у России: с июля 2018 года все федеральные дороги там станут платными для грузовиков

Здесь мы хотели было написать, что подобного нет ни в одной стране мира (в Западной Европе платят, как правило, только за проезд по автобанам и с учетом экологического класса). Но когда материал был уже готов, Федеральный совет Германии принял решение: с июля 2018 года платными для грузовиков полной массой свыше 7,5 т станут не только автобаны, как сейчас, но и все федеральные дороги! А это позволит ежегодно пополнять бюджет еще на 2 млрд евро. Похоже, это тот случай, когда немцы берут пример с русских.

Источник:
http://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/platon

С апреля проезд по федеральным трассам подорожает вдвое

В нашей стране 31 января ­произошли два важных события, касающиеся российских перевозчиков. Сначала было объявлено, что те, кто зарегистрирован в системе оплаты федеральных дорог Платон и уплатил годовую сумму, равную транспортному налогу (или более), освобождаются от этого налога.

Но не успели транспортники облегченно вздохнуть, как на их плечи упало новое бремя. Тем же 31 января датировано и постановление о повышении платоновского тарифа в два раза! Сейчас проезд по километру федеральной трассы стоит 1,53 рубля, а с 15 апреля ставка повышается до 3,06.

Теперь смотрите: в Москве ежегодный транспортный налог для 420-сильного тягача равен 420х70 рублей = 29400. Если фура проезжает за год по федералкам 100 тысяч километров, то прежде на Платон уходило 153 тысячи рублей, а теперь 306 тысяч. На этом фоне 30 тысяч, которые государство «прощает» перевозчику, — сущие копейки!

А знаете, сколько теперь придется заплатить Платону за рейс Москва—Питер и обратно? Уже не примерно 2100 рублей, как сейчас, а все 4200.

И отвертеться будет все труднее, поскольку контроль за оплатой дорог ужесточат. В апреле на трассах начнут действовать три сотни рамок с камерами, к середине июля — уже 481. За уклонение от оплаты проезда ­Ространснадзор уже взыскал с перевозчиков 48 млн рублей.

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, сегодня нормативам отвечает 71% федеральных дорог, но только 40% — региональных

Кстати, за день до выхода в свет постановления я побывал в Общественной палате РФ, где выступал министр транспорта Максим Соколов, и он посетовал на то, что перевозчики до сих пор оплачивают проезд «по льготному тарифу». А уже на следующий вечер объявили, что тариф повысится в два раза. Впрочем, об этом было известно изначально, только никто не знал, когда ценник подскочит.

Первая причина подорожания лежит на поверхности: министр заявил, что сейчас в нормативное состояние приведен 71% федеральных трасс (хотелось бы верить), однако лишь 40% региональных дорог отвечают нормативам. Значит, остальные 60% — убитые. А денег не хватает, хотя в бюджет уже собрано 20 млрд «платоновских» рублей (11 млрд из которых пошли на ремонт и строительство федералок и мостов).

Читайте также  Какие документы нужны в автошколу

Неудивительно, что в постановлении написано: «Доходы будут направлены на дальнейшее развитие сети автомобильных дорог. регионального, межмуниципального и местного значения».

Так что деньги с дальнобойщиков собирают за проезд по трассам, а пустят в том числе на ремонт городских улиц, по которым фуры не ездят.

А еще, по словам министра, Платон нужен для того, чтобы переориентировать грузопоток на другие артерии, в том числе водные. Не можешь платить за дороги? Уходи из бизнеса, ставь фуру к забору! А твой груз повезут по воде или по рельсам.

И нынешнее подорожание не последнее: в постановлении указано, что «срок начала ежегодной индексации размера платы в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен переносится с 1 июля 2017 года на 1 июля 2018 года».

Знаете, что это означает? В июле следующего года тариф снова вырастет — видимо, до 3,73 руб/км, о которых было заявлено изначально.

И вот что получается. Дороги становятся все дороже, товары автоматически тоже, и в итоге цены за проезд опять поднимают. Замкнутый круг, и перевозчикам из него не выбраться!

Германия учится у России: с июля 2018 года все федеральные дороги там станут платными для грузовиков

Здесь мы хотели было написать, что подобного нет ни в одной стране мира (в Западной Европе платят, как правило, только за проезд по автобанам и с учетом экологического класса). Но когда материал был уже готов, Федеральный совет Германии принял решение: с июля 2018 года платными для грузовиков полной массой свыше 7,5 т станут не только автобаны, как сейчас, но и все федеральные дороги! А это позволит ежегодно пополнять бюджет еще на 2 млрд евро. Похоже, это тот случай, когда немцы берут пример с русских.

Источник:
http://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/platon