Чем опасна покупка авто у юридического лица

Чем опасна покупка авто у юридического лица

Содержание

Среди объявлений о продаже авто корреспонденту avtocod.ru попалась Scoda Octavia 3. Все бы ничего, но машина долгое время принадлежала юрлицу и только месяц назад была переоформлена на физлицо, после чего ее выставили на продажу. «Может ли быть такое, что фирма обанкротилась и избавляется от имущества? Или таким образом прикрываются мошеннические схемы. » — начал рассуждать журналист.

На все эти вопросы мы решили дать ответы в отдельном материале. Мы спросили у экспертов, чем может быть опасна покупка автомобиля у юридического лица.

Чем опасна покупка авто у физлица после юрлица

Итак, вот объявление о продаже той самой «Шкоды»:

А вот сам отчет, из которого мы видим наличие проблем — скрученный пробег и 2 расчета ремонтных работ.

Но речь не об этих проблемах. В разделе «Периоды владения» указано, что автомобиль более 5 лет принадлежал юридическим лицам.

И только месяц и 18 дней назад, а именно 12 июля, стал принадлежать физлицу. Обратите внимание, что дата подачи объявления о продаже – 12 июля. Совпадение? Мы задали этот вопрос юристу со стажем.

Владимир Крахмалев, автоюрист, руководитель компании «Автоюрист СПб»

«Может случиться такое, что фирма, которая продает машину, стала банкротом. Тогда реализация ее имущества осуществляется с помощью конкурсного производства. Как это происходит? Суд назначает специального конкурсного (финансового) управляющего, отвечающего за весь процесс реализации. Если при реализации имущества нарушается законодательство, то кредиторы могут оспорить сделку. В таком случае физлицо, которое приобрело машину, имеет все шансы остаться и без денег, и без авто.

Не исключено, что физлицо, которому принадлежит указанная машина марки Skoda, подставное. Но надо узнать, на какой стадии банкротства ему был продан автомобиль. Если продажей занимался конкурсный управляющий, то тут проблем быть не должно. Если продажа состоялась без конкурсного управляющего, то могут изъять машину у того, кому она принадлежит в настоящее время. Все зависит от ситуации. И немаловажно понимать, в какую цену был продан автомобиль. Если за копейки, то сразу ясно, что схема серая, и где-то кроется подвох».

Другими словами, от такой машины лучше отказаться. Велик риск нарваться на неприятности. Либо при особом желании можно уточнить у продавца название юрлица, которому принадлежало авто и проверить его по базе Единого государственного реестра юридических лиц. По выписке из реестра вы узнаете, введена ли какая-нибудь процедура по данной фирме или нет.

Чем опасна покупка авто у юрлица

Правила при покупке автомобиля у организации и у физического лица одинаковы и регламентированы одними положениями Гражданского кодекса. Однако, как утверждает автоюрист Дмитрий Пестерев, на практике есть несколько существенных различий.

Дмитрий Пестерев, автоюрист, управляющий партнер юридической фирмы «Пестерев и партнеры», ранее – «ЮРАВТО»

«Во-первых, при приобретении автомобиля у физического лица не может возникнуть вопроса, имеет ли право данное лицо подписывать договор или нет. Собственник автомобиля может распоряжаться им по своему усмотрению. Что касается организаций, на деле возникает множество вопросов к правомочиям подписанта договора.

Самое безопасное заключение договора непосредственно с руководителем организации, имеющим право без доверенности действовать от ее имени. Уточнить данные руководителя юридического лица можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Но даже здесь могут возникнуть проблемы. Большинство организаций прописывают в своих уставах обязательное согласование сделок по отчуждению имущества, превышающего размер уставного капитала, с участниками юридического лица (собственниками). Обязательно ознакомьтесь с правилами согласования крупных сделок, предусмотренных учредительными документами продавца. В идеале — получить такое письменное согласие вне зависимости от положений устава.

Во-вторых, предпринимательская деятельность, как правило, ведется на заемные деньги. Высок риск наличия залогового обязательства. Проверить наличие залога можно на сайте официального реестра. В реестре содержатся сведения о залогах, возникших после 1 июля 2014 года. Если автомобиль был приобретен организацией до этой даты, о залоге вы не узнаете. Частично обезопасить себя можно, получив гарантийное обязательство об отсутствии правопритязаний третьих лиц от продавца.

В-третьих, ответственность организации ограничена размером ее активов, включая уставный капитал. 97% организаций России имеют уставный капитал в размере 10 тыс. рублей, минимальный. То есть при расторжении договора шансы получить назад уплаченные деньги существенно меньше. Теневой характер экономики также существенно повышает риск неплатежеспособности продавца.

В-четвертых, никогда не покупайте автомобили у страховых компаний. В 80% случаев это восстановленные после полной гибели машины».

Распространенные в судебной практике неудачные попытки покупки автомобилей у организаций

Автоюрист Дмитрий Пестерев рассказал Автокоду по своему опыту примеры покупок авто у юрлиц, которые могут закончиться неудачно.

Покупка авто у «серых» дилеров

«Бич нынешнего времени – покупка автомобиля у «серых» дилеров. Татьяна решила сэкономить. Нашла в Интернете самое дешевое предложение автомобиля своей мечты и поехала за ним в Москву. По телефону подтвердили наличие автомобиля нужного цвета и комплектации.

Каково же было удивление Татьяны, когда, проехав 250 км до столицы, нужного автомобиля в наличии уже не оказалось. У «серых» дилеров схема отработана. Вы приезжаете. Вас изматывают морально. Затем вы соглашаетесь на немного другой автомобиль по несколько завышенной цене. Не стала исключением и Татьяна, которая вместо «Рено Сандеро Степвей» приобрела «Рено Каптюр» и по уши влезла в кредит.

Но это полбеды. Автомобиль оказался не той комплектации и без допов. Его стоимость была завышена на 500 тыс. рублей. Договор, конечно, суд расторг, но, как Татьяна будет получать деньги с номинальной организации, пока проблема».

Приобретая автомобиль у организации, четко понимайте, что организации создаются для ограничения ответственности ее владельцев. Деньги от них получить в разы сложнее, чем с физических лиц.

Приобретение залогового автомобиля

«Незарегистрированные залоги – вторая по объему категория споров. Залоги стали регистрировать с 1 июля 2014 года. До этой даты залоговые обязательства никак не проверить.

Сергей купил фургон-рефрижератор в Вологде. Техническое состояние его полностью устроило. Продавец предоставил все документы, подтверждающие приобретение фургона в лизинг. Все платежи были исполнены.

Приехав домой, Сергей обратился в ГИБДД для регистрации автомобиля, но ему было отказано. На автомобиле появились ограничения по линии судебных приставов. Проверить их можно на сайте ГИБДД или с помощью сервиса avtocod.ru. Но Сергей этого не сделал.

Суд снимать обременения отказался, так как были правовые основания – залоговое обязательство. Теперь фургон просто пылится во дворе. Деньги с продавца не вернуть. В отношении него инициирована процедура банкротства.

Перед покупкой автомобиля внимательно изучите реестры всех обязательств, в том числе залоговых. При наличии вопросов от спорного варианта лучше отказаться».

Что нужно проверить перед покупкой автомобиля у организации

Несмотря на множество «страшных» историй из юридической практики, купить хороший автомобиль у юрлица реально. Но перед этим обязательно проверьте:

  • Полномочия лица, подписывающего договор. Наличие согласия собственников организации на отчуждение имущества.
  • Репутацию продавца на сайте арбитражных судов. Если организация имеет историю судебных споров, велика вероятность столкнуться с недобросовестным контрагентом.
  • Техническое состояние автомобиля. Организации эксплуатируют автомобили «на износ». Техническое состояние таких машин существенно хуже среднерыночных.
  • Отсутствие залогового обязательства в отношении конкретного автомобиля.
  • Отсутствие долгов перед Службой судебных приставов.
  • Отсутствие ограничений по регистрации.
Читайте также  Отзывы о страховой компании Ингосстрах

Источник:
http://avtocod.ru/blog/post/chem-opasna-pokupka-avto-u-yuridicheskogo-lica

Как происходит купля-продажа автомобилей, списанных на предприятиях?

Процедура оформления продажи списанного транспортного средства проводится по стандартной, регламентируемой законом схеме. Проблемы с последующей регистрацией купленного авто могут возникнуть в случае, если машина ранее была утилизирована по государственной программе или списана по причине физического износа. Чтобы снизить риски, являющиеся следствием сотрудничества с недобросовестным продавцом, необходимо потребовать от него справки, оформленные по запросам в специализированные организации. Как происходит продажа списанных автомобилей от организаций? Какие автомобили считаются списанными и чем они привлекают покупателей? Где обычно продаются такие автомобили и можно ли купить такой автомобиль законным способом? Постараемся ответить на эти и другие вопросы в данной статье.

Какие автомобили считаются списанными?

Списанным транспортом считаются те авто, которые сняты с учета предприятия по причине физического износа или неактуальности дальнейшего использования в организации. Оформление списания проводится в ситуациях, когда восстановление эксплуатационных характеристик и внешнего вида машины нецелесообразно, а также при обновлениях положений технологического процесса, в котором исключено применение транспорта. Статус списанной машины приобретают также авто, снимаемые с учета ГИБДД по причине их утилизации. Инициация такой процедуры проводится ввиду нежелания автовладельца восстанавливать свою машину по причине дороговизны ремонтных работ, стоимость которых несопоставима с ценой авто.

Списанный транспорт ввиду физического износа или по причине своей ненадобности и отсутствия желания у автовладельца возиться с переоформлением бумаг, продается по невысокой цене. Объекты продаж часто выставляются на аукционах и торгах где можно их купить по минимальной стоимости. Несложное оформление процедуры постановки на учет приобретенного транспорта, добавляет сделке привлекательности.

Где продаются такие авто?

Для покупки по выгодной цене списанного авто необходимо постоянно мониторить объявления и следить за новостной базой, позволяющей сделать самостоятельные выводы о наличии у юридического лица или у ИП невостребованного транспорта. Можно обратиться в транспортные компании, для которых характерна регулярная смена автомобилей по причине их физического износа. Наиболее объективным способом поиска информации о реализуемых списанных авто, является мониторинг объектов, выставленных на торгах или аукционах.

В законе отсутствуют положения, регламентирующие запрет на проведение сделок со списанными объектами, поэтому никаких препятствий, для оформления купли-продажи в отношении таких авто, нет. Продавец в статусе юридического или физического лица по договоренности с покупателем, оформляет договорное соглашение о продаже объекта. В документах не указываются данные паспорта авто, поскольку после списания они не актуальны. Деньги передаются после подписания договора, после чего покупатель может продать машину на запчасти или использовать ее в качестве транспортного средства после постановки ее на учет.

Как происходит продажа списанных автомобилей?

Алгоритм проведения операции по продаже списанного автомобиля не отличается от аналогичной сделки в отношении зарегистрированной машины. Сделка оформляется договором, который будет единственным документом покупателя на машину. Он оформляется в простой письменной форме и не требует заверения у нотариуса, при этом если одна из сторон желает заверить документ в нотариальной конторе, вторая не может препятствовать этому решению. При покупке авто у юридического лица, необходимо:

  1. Составить договор купли-продажи.
  2. Оформить документ, свидетельствующий о передаче денег по договору.
  3. Подписать акт приема-передачи объекта сделки.

К соглашению должны быть приложены бумаги, подтверждающие проведение процедуры списания, а также обосновывающие ее причину. У покупателя не будет проблем с постановкой на учет в ГИБДД в случае, если причиной списания является отсутствие необходимости в использовании. В случае, если продавцом является частное лицо, по какой-либо причине списавшее свою машину, то прежде чем оформлять сделку, рекомендуется потребовать от него восстановить регистрацию или оформить доверенность на покупателя на право проведения таких действий от имени бывшего автовладельца.

Возможно ли поставить на учет?

При продаже организацией списываемого транспорта необходимо оформить снятие его с учета в ГИБДД. Поставить его обратно на учет будет сложно, а в некоторых ситуациях невозможно. У нового автовладельца не получится вновь зарегистрировать авто в ситуациях, когда списание было произведено:

  • По причине физического износа автомобиля;
  • По программе утилизации, проводимой государством.

Если на объект покупки оформлены документы о его физическом износе и невозможности дальнейшей эксплуатации, то доказать обратное в ГИБДД будет сложно. Для восстановления регистрации в данной ситуации понадобиться содействие лица, являющегося владельцем авто на момент списания, а организация после передачи объекта в собственность покупателю такие услуги оказывать не обязана. Если снятие с учета продавцом было проведено по программе утилизации, то подразумевается получение им выгоды в виде денежной помощи или скидки при приобретении нового авто. Законом запрещены юридические действия, совершенные в отношении такой машины, поскольку они подразумевают получение прибыли за продажу одного и того же объекта.

Заключение

Для сделки по покупке списанного транспортного средства характерны выгодные условия приобретения объекта продажи для покупателя. Они выражаются в его стоимости и простоте проведения процедуры. При грамотном подходе к юридическому оформлению операции купли-продажи, будут исключены проблемы при постановке на учет ГИБДД и оформлении права собственности на движимое имущество.

Источник:
http://insur-portal.ru/kuplya-prodazha/kuplya-prodazha-spisannyh-avto

Блог о налогах Владимира Турова

Учим законно снижать налоги с 2003 года

Берегись автомобиля: как обосновать дорогую покупку

Как вы думаете, чем отличается обычный автолюбитель от бизнесмена-автолюбителя? Отвечаю: ошибками. Первый нарушает ПДД, покупает машину с рук без проверки и страхуется в сомнительных конторах.

А второй, т.е. бизнесмен, пользуясь своим статусом и типа «налоговыми привилегиями» рассуждает следующим образом: «Как давно я мечтал о новеньком Rolls-Royce! Наконец-то, я могу позволить себе этого красавца, да еще и сэкономлю. Куплю через свою компанию, оформлю, снижу НДС и буду катать свою попу». Такие покупки ради личных понтов налоговики раскрывают на раз-два-три.

Но начнем с хорошего примера: как «ездить» на престижном автомобиле правильно? Итак, Постановление АС Уральского округа № Ф09-5640/18 от 04.10.2018 года по делу №А47-13583/2017.

Компания купила Mercedes-Benz GLE и комплект зимней резины к нему. Инспекция подумала: «Зачем покупать такую дорогущую машину? Даже если приспичило, неужели нельзя кататься, например, на отечественной тарахтелке? Учредитель явно купил для личного пользования, а заодно решил получить необоснованную налоговую выгоду. Экономия по НДС-то нехилая получается… Тем более, покупка совершена на займы взаимозависимых лиц». В логике проверяющих есть доля здравого смысла. Но налогоплательщик доказал, что это разумное и нужное приобретение:

  • Документы, подтверждающие покупку (договор купли-продажи, счет-фактура, платежное поручение, выписка из лицевого счета);
  • Деловая цель (использование автомобиля для проведения встреч и переговоров директора общества с контрагентами, чтобы продемонстрировать положительный деловой имидж);
  • Реальность сделки (автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД, принят к бухгалтерскому учету общества, как основное средство);
  • Использование автомобиля в предпринимательской деятельности (путевые листы и документы, подтверждающие несение расходов по содержанию автомобиля).

Инспекторы не смогли доказать, что автомобиль использовался исключительно в личных целях владельца компании.

Читайте также  Чем отличается лизинг от кредита?

Но если вы подумали, что отстоять приобретение шикарной машины, – раз плюнуть… Вы заблуждаетесь. Смотря какие инспекторы придут проверять ваши «золотые колеса»… Например, в Постановлении АС Поволжского округа №Ф06-37224/2018 от 21.09.2018 года по делу №А55-34867/2017 сотрудники фискальной службы докопались до истины. Покупка Tоyота Camry и Tоyота Land Cruiser – пустая трата денег, потому что:

  • Во-первых, автомобили приобретены на беспроцентную финансовую помощь учредителя за счет его личных средств;
  • Во-вторых, компания не ведет реальную хозяйственную деятельность (отсутствуют операции по выплате зарплаты, в штате 1 человек, недвижимое имущество на балансе не числится);
  • В-третьих, налогоплательщик не предоставил документов, подтверждающих фактическую эксплуатацию автомобилей, таких как путевые листы, транспортные накладные, документы, подтверждающие расход горюче-смазочных материалов, а также доверенности на лиц, допущенных к управлению автомобилем. К тому же, в штате у организации не числятся сотрудники с должностью – водитель;
  • В-четвертых, спорные автомобили сдавались в аренду взаимозависимым лицам по ценам в десятки раз ниже рыночных.

Кстати, на «смешных» ценах налогоплательщики прокалываются довольно часто. Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-5395/18 от 28.09.2018 года по делу №А34-12500/2017 индивидуальный предприниматель по договорам лизинга приобрел два грузовых и один легковой автомобиль. Грузовое авто сдал почти задарма в аренду взаимозависимому лицу: за 1 000 рублей в месяц. Т.е. в 100 раз ниже ежемесячной суммы лизинговых платежей. А на легковом транспорте, по всей вероятности, передвигался сам бизнесмен исключительно в личных целях: путевых листов, документов, подтверждающих расходы на ГСМ и расходы на содержание автомобиля, ИП не предоставил.

Как указал суд, «руководствуясь Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», на предпринимателя возлагалось обязанность по оформлению путевого листа, поскольку именно этот документ позволяет определить кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, а также подтверждает количество километров, пройденных автомобилем при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимых для определения расходов по ГСМ и иных расходов по ремонту и содержанию автотранспорта».

Итак, что еще следует предусмотреть перед покупкой дорогостоящего авто, чтобы не вляпаться на доначисления?


Юлия Баранова

Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Если вы задумались над тем, чтобы помочь своей организации в оптимизации налогов за счет лизинга и себя родимого не обидеть, то учтите несколько нюансов:

  • Когда автомобиль приобретается в качестве основного средства компании, то и использоваться он должен в служебных целях, а не только для куража учредителей или единоличного исполнительного органа.
  • Для начала было бы не плохо ознакомиться с изменениями, которые связаны с обязательными медосмотрами и правилами оформления путевых листов. Чтобы ездить на автомобиле компании, весьма неплохо иметь в штате водителя.
  • Самое интересное начинается, когда авто проходит годовую «обкатку» в качестве «рабочей кобылки» у организации, и учредителям приходит в голову гениальная идея: «Дай-ка я выкуплю эту машинку себе: пусть жена катается. А для своего величества приобрету нечто погабаритней». И здесь начинается «химия»: «Нам нужно продавать не ниже рынка, а это «попахивает» реализацией с вытекающим НДС и налогом на прибыль…». И, конечно, учредителям не хочется выкинуть пару-тройку миллионов за то, что и так по факту принадлежит им. Получается, что мы не помогаем ни себе, ни своей компании.
  • Перед тем, как приобретать автомобиль на организацию, точно решите: для каких целей будет использоваться данный автомобиль, будет ли в дальнейшем он выкупаться (возможно есть смысл предусмотреть в уставе выплату дивидендов имуществом), и кто будет им управлять. А также заставьте вашу бухгалтерию проштудировать все правила оформления путевых листов и предрейсовых медосмотров.
  • Возможно, будет проще приобрести себе (как физическому лицу) автомобиль и потом сдавать его организации в аренду по рыночной стоимости либо предусмотреть компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях.
  • Главное – реальность использования данного транспорта в служебных целях и готовность обосновать использование перед контролирующими органами.

Источник:
http://turov.pro/beregis-avtomobilya-kak-obosnovat-doroguyu-pokupku-c/