Подставные ДТП, как способ обмана страховой компании

Подставные ДТП, как способ обмана страховой компании

Компании, заключающие договора об обязательном автостраховании, нередко становятся жертвами мошенников или изобретательных водителей, которым удается решить свои проблемы за счет страховых выплат. Этому способствует негативный опыт автолюбителей, которые столкнулись с непрофессиональной или недобросовестной работой страховщиков. Успешно организовывать подставные аварии для получения страховой компенсации помогают и законодательные нюансы, не до конца продуманные правила страхования, коррупция среди сотрудников ГИБДД. По сути, именно от документов, составленных автоинспектором на месте ДТП, во многом зависит возможность и величина выплат по страховому договору.

Кто и зачем организовывает аварии?

Инициаторами искусственно созданных дорожно-транспортных происшествий выступают сами автовладельцы и (или) мошенники-профессионалы, специализирующиеся на обмане страховых компаний. В качестве третьего участника может выступать сотрудник ГИБДД, выезжающий на место происшествия для составления протокола. Иногда используются подставные автомобили с повреждениями, родственники виновного в аварии водителя и другие лица. Целью подставных ДТП является:

  • Получение страховой выплаты при ДТП, которое признано нестраховым случаем;
  • Замена нетрезвого участника аварии до прибытия сотрудников автоинспекции;
  • Получение двойных выплат (от виновной стороны и от страховой компании);
  • Ремонт полученных ранее повреждений за счет страховых выплат;
  • Замена неисправных деталей за счет страховщиков;
  • Получение компенсации за угон по КАСКО и продажа машины по деталям.

Широко известна практика, когда выпивший водитель, попадая в аварию, вызывает родственника или друга, вписанного в страховой полис. Когда на место происшествия прибывает наряд автоинспекции, за рулем находится трезвый водитель, что позволяет считать аварию страховым случаем и требовать полного возмещения убытков по договору страхования. Заметить подмену достаточно сложно, особенно, если настоящий виновник успел в деталях изложить подставному лицу процесс ДТП, а сотрудник ГИБДД опрашивал стороны недостаточно подробно.

Распространенные схемы

Одной из наиболее распространенных схем фиктивных аварий является ремонт (замена) имеющихся повреждений за счет страховщика. Владелец страхует авто с повреждением, а при аварии фиксирует дефект как следствие удара. По аналогичному принципу ремонтируют авто и те, кто деформировал машину, а права на выплаты не имеет (вождение в нетрезвом виде, управление лицом, не внесенным в договор ОСАГО и др.). Прибегают к незаконным схемам и клиенты КАСКО. Когда срок договора истекает, владелец авто разбивает, например, переднюю фару, которая потускнела из-за длительного использования. Инцидент оформляется как ДТП, и владелец получает возмещение или установку новой фары за счет страховки.

Получение двойной выгоды также является одним из наиболее частых сценариев подставных аварий. Виновник и потерпевший мирно решают вопрос без оповещения ГИБДД. Пострадавшая сторона получает наличными компенсацию ущерба, а водитель, ставший причиной происшествия, уезжает. После этого потерпевший вызывает наряд автоинспекции и регистрирует ДТП, утверждая, что виновник скрылся с места происшествия. Владелец авто компенсирует свой ущерб в двойном размере. Существенную выгоду получают и мошенники, заявившие об угоне. По договору КАСКО может выплачиваться солидная компенсация, в некоторых случаях составляющая полную стоимость машины. Авто при этом распродается по запчастям или отправляется на переделку (меняются номера, цвет, опции, агрегаты и др.), а затем реализуется.

Ответственность за инсценировку

Закон «О страховании» разрешает страховщикам заниматься расследованием аварии, запрашивать необходимые сведения в медучреждениях, ГИБДД, следственных отделах, банках. Вопросами возможной фиктивности ДТП в больших страховых компаниях занимаются специальные управления или отделы, специализирующиеся по борьбе с автомошенниками. Сотрудники таких отделов — в прошлом инспекторы ГИБДД, аварийные комиссары, следователи из полиции. Сомнительные случаи расследуются с особой тщательностью: перепроверяются показания свидетелей и сторон, тщательно анализируются детали аварии. Любое несоответствие может стать толчком к раскрытию подлинной картины преступления.

Если мошенничество доказано, то виновные не просто лишаются выплат по страховке. Компании, как правило, передают дело в суд, где выносится решение о наказании виновного на основании статьи 159.5 Уголовного кодекса. Статья предусматривает штраф (до 120 000 рублей или годовой доход виновного лица), исправительные работы до одного года, арест на 4 месяца, лишение свободы (до 2 лет). Приговор зависит от тяжести преступления, количества участников преступной группы, их должностей и других деталей дела.

Заключение

Страховые компании успешно раскрывают схемы фиктивных аварий, используя опыт аварийных комиссаров и сотрудников ГИБДД. Наказание может быть самым суровым, вплоть до тюремного заключения. Стоит также учитывать, что мошенническая схема требует серьезных затрат, которые не намного меньше предполагаемых выплат по страховке.

Источник:
http://insur-portal.ru/dtp/podstavnye-dtp

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Московский комсомолец, 25 сентября 2010 г.

Пациентов будут проверять, как зэков

Эксперты продолжают находить блох в законе о лекарствах. Принятое к закону постановление может полностью остановить клинические исследования лекарств в России. Процедура прописана так, что получить разрешение на них становится невозможно.

Костромская народная газета, 18 марта 2009 г.

Не секрет, что зачастую страховые компании вынуждены выплачивать автовладельцам довольно крупные денежные суммы даже тогда, когда на деле никаким реальным страховым случаем и не пахнет, хотя представленные документы вроде бы как свидетельствуют об обратном. Естественно, что такие липовые автоподставы появляются на свет не без участия сотрудников ГИБДД, но далеко не каждый подобный случай можно доказать даже в суде.

ДТП
Утром 13 марта 2008 года из Шарьи в Мантурово на своем личном автомобиле ВАЗ-2110 красного цвета выехал Владимир Смирнов. В районе 12-го километра автотрассы Мантурово — Шарья при обгоне лесовоза «Урал» его автомашину занесло, она перевернулась и встала на крышу на обочине дороги. Лесовоз остановился, а Владимир Смирнов, чудом не получивший в отличие от своего автомобиля никаких повреждений, позвонил в Мантуровский РОВД и сообщил о произошедшем ДТП. У ВАЗ-2110 оказались повреждены: заднее правое крыло, переднее правое крыло, смята крыша, передняя правая дверь, капот, задняя правая дверь и правое крыло, бампер, лобовое стекло и так далее.

ГИБДД
Сообщение о ДТП в дежурную часть Мантуровского РОВД поступило около 10 часов утра, и примерно через полчаса о нем сообщили по радиостанции дежурному экипажу ГИБДД. В патрульном автомобиле находилось всего четыре сотрудника милиции, в том числе 28-летний инспектор отдельной роты ДПС ГИБДД Алексей Воронов и 31-летний старший инспектор этой же роты ДПС ГИБДД Александр Румянцев. При подъезде к месту происшествия сотрудники ГИБДД сначала увидели стоявший лесовоз, а потом, возле, обочины, лежавшую на крыше автомашину ВАЗ-2110. Милиционеры вышли из своего, автомобиля, и водитель легковушки, Владимир Смирнов, сам являющийся сотрудником милиции, объяснил своим коллегам, что при обгоне «Урала» его занесло и машина перевернулась.
Обращаясь к Алексею Воронову, Владимир Смирнов поинтересовался, является ли этот случай страховым, и получил от гибэдэдэшников отрицательный ответ. Это его огорчило, поскольку теперь от страховой фирмы он был не вправе требовать денежной компенсации на ремонт своей «десятки».

Сговор
Тогда водитель перевернувшейся автомашины спросил у Алексея Воронова, можно ли что-то сделать, чтобы нестраховой случай превратить в страховой, то есть незаконно получить за это ДТП денежную компенсацию в компании, где была застрахована его ВАЗ-2110. Алексей Воронов ответил, что если их, то есть сотрудников ГИБДД, как-то заинтересуют, то они оформят документы, необходимые для выплаты автостраховки. Тогда Владимир Смирнов поинтересовался, что надо для этого сделать. После этих слов Алексей Воронов отошел к своим коллегам, которые в это время осматривали поврежденный автомобиль, потом вернулся к своему собеседнику и спросил у него: «Десятка устроит?» Владимир Смирнов понял, что речь идет о 10 тысячах рублей, которые он должен будет отдать сотрудникам ГИБДД, и согласился.

Читайте также  Госпрограмма «Первый автомобиль» в 2020 году

Автоподстава
В ответ на это сотрудник ГИБДД пояснил Владимиру Смирнову, что для оформления страхового случая понадобится второй автомобиль, водитель которого будет признан виновником ДТП. Владелец попавшего в аварию автомобиля тут же связался по мобильнику со своими приятелями, а минут через 30-40 из Шарьи приехал ВАЗ-2107. Алексей Воронов показал водителю «семерки», куда ему следует поставить его транспортное средство, которое хотя и не имело повреждений, но хозяин автомобиля сказал сотруднику ГИБДД, что у него в гараже есть расколотый бампер. Его коллега по службе, Александр Румянцев, внес в справку о дорожнотранспортном происшествии, являющуюся основанием для признания страхового случая, заведомо ложные сведения о фиктивной автоаварии с участием ВАЗ-2110 И ВАЗ-2107, указав водителя «семерки» ее виновником. Еще кто-то из гибэдэдэшников написал определение об отказе дела об административном правонарушении. «Десятку» перевернули с крыши на колеса, ее владельцу выдали пакет документов, необходимых для оформления страхового случая, а Алексей Воронов передал Владимиру Смирнову номер своего мобильного телефона, по которому тот должен был впоследствии связаться с «выручившими» его гибэдэдэшниками и расплатиться с ними в соответствии с достигнутой договоренностью. Вслед за этим сотрудники милиции отправились восвояси, а «семерка» и «десятка» двинулись в Шарью.

Не прокатило
В Шарье где-то около 14 часов оба автомобиля подъехали к зданию местного агентства страховой компании, в которой и был застрахован ВАЗ-2110. Здесь директору этого агентства были представлены документы по ДТП: определение об отказе в возбуждении административного дела, справку о ДТП с описанием повреждений, полученных застрахованной в фирме «десяткой», извещение об аварии и другие справки, необходимые для признания страхового случая. Однако опытного страховщика сразу же насторожил тот факт, что в соответствии с документами ДТП под Мантуровом произошло в районе 10 часов, а уже через 4 часа водители обеих машин оказались в Шарье. Из своей практики он знал, что за столь короткое время невозможно оформить и получить документы из ГИБДД, а также эвакуировать с места происшествия пострадавшую в автоаварии машину.
Еще более директора шарьинского филиала насторожило то, что второй автомобиль, якобы являющийся виновником ДТП, никаких механических повреждений не имел. Все это было официально зафиксировано, сфотографировано, задокументировано и направлено в Кострому в региональное представительство страховой компании. А через пару дней после этого Владимир Смирнов сам пришел в агентство, забрал документы, уничтожил их, а свою «десятку», так и не отремонтировав, продал за 60 тысяч рублей. Кстати, если б это ДТП было все-таки признано страховым случаем, то страховщики должны были бы незаконно выплатить владельцу ВАЗ-2110 56315 рублей.

Финал
В ситуацию вмешалась служба безопасности страховой компании, и в отношении сотрудников Мантуровской ГИБДД началась служебная проверка, в ходе которой возникшие в шарьинском филиале страховой фирмы сомнения в законности представленных туда документов подтвердились. Потом было возбуждено уголовное дело, расследование которого несколько раз продлялось, но все-таки было доведено до логического конца, хотя и длилось довольно долго для подобной категории уголовных дел. В конечном итоге оно все-таки с грехом пополам добралось до суда, и 19 декабря прошлого года федеральный судья Мантуровского районного суда А. Трухин вынес обвинительный приговор. В соответствии с этим вердиктом два сотрудника Мантуровской ГИБДД, уличенные в фабрикации липовых документов, были признаны виновными по статье 285 УК РФ как злоупотребившие своими должностными полномочиями вопреки интересам службы и из корыстной заинтересованности. Судом Алексей Воронов и Александр Румянцев были лишены права занимать должности в государственных, муниципальных, правоохранительных и контролирующих органах сроком на 4 года.
Коллегия областного суда, учтя наличие у теперь уже бывшего сотрудника ГИБДД Александра Румянцева боевых наград, снизила ему срок наказания на полгода.
Теперь, в соответствии со вступившим в законную силу приговором, оба гибэдэдэшника будут вынуждены расстаться с милицейскими погонами и полосатыми жезлами хозяев автотрасс. Материал для статьи предоставлен прокуратурой области.

Случай уникальный, но не единственный
Ситуацию комментирует один из сотрудников страховой фирмы.
Этот случай уникален тем, что впервые на практике была официально доказана причастность сотрудников ГИБДД к махинациям в сфере автострахования. Хотя, скажу откровенно, это далеко не единственный эпизод, который практически сразу же нас насторожил откровенно сфальсифицированными документами, дававшими право владельцу попавшего в ДТП автомобиля на незаконную выплату автостраховки. Дело в том, что такие должностные преступления довольно трудно доказываются, хотя, на первый взгляд, для работников страховых компаний и вполне очевидны. А здесь вот как раз наши подозрения в махинациях были доведены до логического конца и подтверждены вынесенным и вступившим в законодательную силу приговором суда.
Кстати, не так давно нами был вскрыт еще один факт мошенничества с автострахованием. А началось все с того, что на одного из костромичей, ранее судимого, не имевшего официальной регистрации, в одном из банков был оформлен кредит в размере 600 тысяч рублей на приобретение автомобиля «Додж Страус». Автомобиль был застрахован в нашей фирме, а его покупатель, фактически выступивший как подставное лицо, не произвел ни одной выплаты по оформленному на него автокредиту, стал скрываться. То есть заемщик фактически выступил в качестве подставного лица. Вместе с ним исчез и автомобиль. В соответствии с договором о страховании транспортного средства мы должны были компенсировать банку стоимость приобретенной иномарки. Такой оборот дел нас, естественно, не устроил, и мы при поддержке оперативных сотрудников милиции ОВД Центрального округа занялись поиском исчезнувшего автомобиля. В конечном итоге «Додж Страус» все-таки был задержан на территории Смоленской области неподалеку от границы с Белоруссией, куда его, скорее всего, и собирались сначала перегнать, а затем перепродать. Однако, благодаря нашим действиям, этого не произошло, и автомашина была возвращена банку.

Вся пресса за 18 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страховое мошенничество, Автострахование

Источник:
http://www.insur-info.ru/press/31987/

Кто в ответе за подставу на дороге?

Различные транспортные происшествия на дорогах РФ случаются довольно часто и среди них особое место занимают инсценированные автомобильные столкновения.

Подставные аварии планируются и устраиваются преступниками с целью обмана неискушенных водителей и требования у них денег за якобы нанесенный автомобилю вымогателей ущерб.

Автоподставы на дорогах сейчас широко распространились в нашей стране и каждому автомобилисту надо знать, как обезопасить себя от преступников.

Что такое автоподстава на дороге?

Инсценированная автомобильная авария, в обиходе называемая «автоподстава» — вид мошенничества, умышленно спланированное и устроенное ДТП с целью быстрого получения денег с фактически не виновного в аварии водителя.

На роль жертвы мошенники выбирают, как правило, водителя, едущего без пассажиров в новой машине средней цены. Предполагается, что у такого человека есть с собой деньги. Еще одним привлекательным для преступников моментом является неуверенное вождение и разговор в это время будущей жертвы по мобильному телефону.

Читайте также  ISOFIX: что это такое в машине, плюсы и минусы крепления ИЗОФИКС, как использовать

Способы автоподстав на дороге

У мошенников в запасе есть много вариантов подставных аварий. Вот наиболее часто встречающиеся:

  • машину жертвы обгоняет автомобиль с мошенниками и после завершения обгона резко снижает скорость. Жертва не успевает затормозить и бьет машину преступников;
  • автомобиль с мошенниками, стоящий на подъеме перед светофором, вдруг скатывается и врезается в стоящую сзади машину жертвы. Жулики начинают спорить и требовать деньги заявляя, что это врезалась нарушив дистанцию жертва;
  • едущие сзади по одной полосе с жертвой мошенники настойчиво просят уступить им дорогу. Перестраиваясь водитель врезается в другую машину с мошенниками, ехавшую по правой полосе и находящуюся в мертвой зоне;
  • две машины с мошенниками движутся по соседним полосам слева и справа от жертвы. Машина слева резко виляет вправо. Водитель, чтобы не столкнуться с ней, тоже берет правее. Вторая машина с мошенниками специально движется по своей полосе как можно левее, чтобы жертва задела ее;
  • из-за автомобилей, стоящих на пешеходном переходе, неожиданно возникает пешеход-мошенник. Машина жертвы наезжает на него, после чего мошенник начинает вымогать у водителя деньги;
  • предварительно на кузове своего авто мошенники сдирают краску под видом царапины от удара. Затем в процессе движения они имитируют столкновение бросая какой-нибудь предмет в машину жертвы. После этого предъявляют водителю претензии за удар их транспорта, которого фактически не было.

Подставы ГИБДД на дорогах

Инспекторы ГИБДД обязаны обеспечивать безопасность на дорогах и помогать автомобилистам. Но иногда они в корыстных целях идут на обман водителей. Популярные способы обмана:

  • инсценировка помехи спецтранспорту. На насыщенном транспортом участке дороги машина ГИБДД пристраивается сзади авто жертвы и включает маячки и сирену. Из-за загруженности трассы водитель не может быстро уступить дорогу спецтранспорту. Через короткий промежуток времени водителю дается команда остановиться у обочины по причине отказа предоставить преимущество в движении спецмашине. Далее составление протокола или взятка;
  • провоцирование выезда на встречную полосу. На участке дороги, где обгон запрещен, движется тихоходный транспорт. Постепенно сзади него накапливается колонна машин. Не все водители выдерживают медленное движение продолжительное время. Многие идут на обгон и натыкаются на инспекторов ГИБДД;
  • чужая скорость. Спецавтомобили ГИБДД снабжены оборудованием для видеофиксации дорожной обстановки. Технические возможности видеофиксатора позволяют настроить его таким образом, что в кадре будет видно авто жертвы, а скорость зафиксирована другой машины из потока;
  • пересечение ж/д переезда. Водитель останавливается у ж/д переезда с мигающим семафором. Он ждет продолжительное время, но поезда нет. Тут возникает «железнодорожник» и предлагает проехать мотивируя неисправностью семафора и переезда. Водитель пересекает переезд, за которым его ждет инспектор. Нарушение на видеокамере зафиксировано;
  • проверка на алкоголь. Сегодня этот способ обмана утратил актуальность из-за официального увеличения величины допустимой погрешности алкотестеров. Стало нереально убедить трезвого водителя в том, что он пьян. Раньше инспектор мог убедить водителя не проходить медэкпертизу в больнице. Свои доводы он мотивировал тем, что там чувствительность приборов обязательно позволит выявить наличие алкоголя в крови. Водитель предлагал взятку под угрозой лишения удостоверения.

Противодействие

Привлечь к ответственности инспекторов ГИБДД за провокацию нарушений ПДД трудно, поскольку в законодательстве нет такой статьи. Этим законодательным пробелом и пользуются работники ГИБДД собирая взятки с автолюбителей или выполняя план по протоколам.

И суды предпочитают доверять инспекторам, а не водителям. Поэтому для фиксации возможных провокаций желательно иметь в машине диктофон и видеорегистратор.

При попытке инспектора незаконно навязать какое-либо нарушение ПДД водителю необходимо:

  • требовать от инспектора официального представления, показа служебного удостоверения и объявления номера дежурной части для проверки законности присутствия на этом участке дороги;
  • потребовать от инспектора обоснования причины остановки; должна оговариваться обязательно;
  • потребовать составления протокола.

Действия водителей при автоподставе

  1. Автомобиль должен оставаться на месте аварии. Водитель не должен поддаваться на уговоры о перемещении своего авто. Это будет квалифицироваться как оставление места происшествия.
  2. Стоит как можно меньше общаться с аферистами. Они будут оказывать психологическое давление и запугивать водителя.
  3. Следует предупредить их о вызове милиции на место ДТП и отказе при любых условиях никаких денег никому не давать.
  4. Нужно самому вызвать инспекторов ГИБДД, иначе мошенники могут вместо них вызвать своих сообщников.

Виды автоподставы со страховыми компаниями и ответственность за них

Чаще всего мошенниками используется для получения страховки:

  • заключение договора страхования после аварии с целью перекладывания ответственности за аварию с водителя на страховую компанию и получения компенсации;
  • замена водителя. После аварии водителя, управлявшего автомобилем, заменяет человек, оформлявший страховку. Факт замены водителя доказать очень трудно, особенно в крупных городах;
  • организация фиктивной аварии с целью преднамеренной порчи автомобиля, получившего легкие повреждения в результате настоящего ДТП;
  • махинации с бланками и страховыми документами. Сотрудники страховых компаний иногда нарушают закон в части умышленной порчи бланков и фальсификации результатов экспертиз после аварии.

Как избежать автоподставы и что делать водителю?

Чтобы не провоцировать мошенников устроить подставную аварию необходимо строго соблюдать ПДД. Нарушение правил водителем побуждает к действиям аферистов.
Чтобы минимизировать риск попадания в подставную аварию водителю во время езды следует придерживаться правого ряда и крайней правой полосы.
При перестроении в другой ряд водитель должен контролировать обстановку вокруг своего автомобиля, особенно «мертвые зоны».

Если в такой зоне находится машина, желательно притормозить и пропустить ее вперед. Возможно это подставное авто.
Желательно передвигаться на приличной дистанции от других автомобилей не реагируя на настойчивые сигналы машины, едущей сзади. Возможно в ней едут мошенники и провоцируют водителя совершить маневр, чтобы их пропустить. После совершения маневра он может столкнуться с подставной машиной.

Вести автомобиль по дороге надо аккуратно, сохраняя спокойствие. Такие действия водителя минимизируют риск попадания в подставную аварию и вероятность возникновения реального дорожно-транспортного происшествия.

Полезное видео

Здесь можно посмотреть какие бывают подставы на дорогах:

Источник:
http://avto-ur.com/na-doroge/avtopodstava.html