Госавтоинспекция МВД России (ГИБДД)
Госавтоинспекция МВД России (ГИБДД)
Государственная Автоинспекция МВД России (Государственная инспекция безопасности дорожного движения, сокращенно ГИБДД МВД РФ, ГИБДД, ГАИ) официальный портал http://www.gibdd.ru — ведомство в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации , отвечающее за безопасность дорожного движения на территории России [1]
Структура современного ГИБДД
ГИБДД входит в состав милиции общественной безопасности, подчиняясь Департаменту обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. В современном ГИБДД чётко разделены дорожно-патрульная служба (строевые подразделения ГИБДД — полки, батальоны, роты, взводы ДПС), служба организации движения (в территориальных управлениях, отделах и отделениях), служба технического осмотра и регистрации (межрайонные отделы технического осмотра и регистрации транспортных средств) и регистрационно-экзаменационные подразделения, ведающие выдачей удостоверений на право управления транспортными средствами.
Существует особый тип подразделений ГИБДД («на спецтрассах»), которые обеспечивают организацию и управление движением на особо важных магистралях, как правило, федерального значения (например, 4-й отдел ДПС УГАИ Москвы на спецтрассе обеспечивает организацию и регулирование движения на Тверской, 1-ой Тверской-Ямской улицах, Ленинградскому проспекту и шоссе, вплоть до аэропортов Шереметьево-1 и -2).
История ГИБДД и предшествующих ему ведомств
Важнейшие ресурсы по истории ГИБДД:
От ОРУДа к ГАИ
1919: Исполком Моссовета создал автомобильную инспекцию при авточасти транспортного отдела.
22 ноября 1922: инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом. Первый жезл был красного цвета с желтой рукояткой, длиной 11 вершков.
1925: создана служба по регулированию дорожного движения. В Москве, для упорядочения движения на улицах были выделены «самокатчики» — 50 милиционеров на велосипедах.
1928: в штаты Московской городской милиции впервые была включена должность «инспектор по регулированию уличного движения».
1931: при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы образован полноценный отряд регулирования уличного движения ОРУД. При ОРУДе была образована инспекция про выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.
1932: установлены первые в России светофоры — мачтовый и висячий для регулирования уличного движения в Москве. Первый — на пересечении ул. Кузнецкий мост и Петровки, второй на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная.
15 мая 1933: Всесоюзное Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог при СНК СССР (ЦУДОРТРАНС) утвердило согласованные с Главным управлением Рабоче-Крестьянской милиции «Правила движения автомобильного транспорта на дорогах СССР».
2 июля 1933: Всесоюзный комитет стандартизации СТО утвердил общесоюзный стандарт «Знаки дорожные для регулирования и безопасности автогужевого движения».
5 ноября 1934: Совет народных комиссаров СССР принял решение организовать при ЦУДОРТРАНСе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ)».
23 июля 1935: Положение о Государственной автомобильной инспекции ЦУДОРТРАНСа. Однако не успели еще полностью укомплектовать новое подразделение, как ЦИК и СНК СССР своим постановлением передали ЦУДОРТРАНС в НКВД СССР.
3 марта 1936: СНК СССР включил Госавтоинспекцию в состав Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР.
3 апреля 1936: народный комиссар внутренних дел СССР издал приказ № 111 «О работе Государственной автомобильной инспекции».
3 июля 1936: постановлением Совета народных комиссаров № 1182 утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Согласно данному Положению, на ГАИ были возложены следующие задачи:
— борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта;
— разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта;
— наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров;
— количественный и качественный учет автопарка и т.д.
1941-1945 Мобилизация автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд фронта. ГАИ проводит учет техники и осмотр состояния автомобилей, подлежащих направлению в действующую армию.
От ГАИ к ГИБДД
24 мая 1956: согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» Госавтоинспекция Управления милиции МВД РСФСР получила право:
— лишать водителей прав на управление автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом сроком до 1 года за управление транспортом в нетрезвом состоянии;
— запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляют ими без водительских удостоверений.
1 января 1961: первые единые для всей территории СССР Правила движения по улицам и дорогам. Также в 1961 службу ОРУД объединили с ГАИ, но служба продолжала носить двойное название «РУД — ГАИ».
1965: первые автогородки для детей в Ленинграде и Симферополе.
1968: повсеместно введено изучение правил дорожного движения в общеобразовательных школах и профтехучилищах. Ввод в эксплуатацию первой ЭВМ для регулирования (Москва, управление движением одновременно на семи перекрестках).
1969: разрозненные ранее силы дорожного надзора — наследники РУД, были преобразованы в ДПС и сведены в строевые подразделения, обслуживающие территорию городов, дороги общегосударственного или республиканского значения. Разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора (позднее дорожно-патрульной службы) и подразделений по организации движения (позднее — дорожного надзора).
1975: в Алма-Ате введена в строй первая очередь системы «Город», рассчитанная на полную автоматизацию регулирования движения в масштабе всего города с использованием ЭВМ. Первая международная научно-техническая конференция по безопасности дорожного движения стран — членов СЭВ.
1976 — 1980: построены станции технической диагностики Госавтоинспекции в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Баку.
1979: введено обязательное применение ремней безопасности на передних сидениях легковых автомобилей.
1988: распоряжением Совета Министров СССР создан научно-исследовательский центр по безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР (на правах института), образовано Министерство внутренних дел РФ и в нем Управление Госавтоинспекции.
1992: упразднено МВД СССР. Управление Госавтоинспекции МВД РФ преобразовано в Главное Управление Госавтоинспекции МВД Российской Федерации. На базе упраздненного ВНИЦБД МВД СССР образован научно-исследовательский центр Госавтоинспекции МВД России (на правах института).
23 мая 1992: постановлением Правительства РФ № 354 утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РФ».
1992: введен в действие пусковой комплекс автоматизированной информационно-поисковой системы розыска транспортных средств (АИПС «Розыск») с обязательной сверкой регистрируемого автотранспорта с базой данных угнанного и похищенного автотранспорта).
18 декабря 1992: приказом МВД РФ утверждено Положение о Главном управлении государственной автомобильной инспекции МВД России.
30 июля 1993: приказом МВД России № 362 введены новые государственные регистрационные знаки транспортных средств.
23 октября 1993: постановлением СМ Правительства РФ утверждены новые «Правила дорожного движения РФ».
29 июня 1995: постановление Правительства РФ №647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий». Введены в действие с 1 января 1996.
10 декабря 1995: Президент РФ утвердил Федеральный закон (№196-Ф3) «О безопасности дорожного движения», принятый Государственной Думой 15 октября 1995.
1996: решением Госстандарта РФ научно-исследовательский центр ГАИ МВД России аккредитован в качестве органа по сертификации технических средств организации дорожного движения и технических средств контроля и надзора за движением.
ГИБДД и современность
1 июня 1998: Минюст РФ утвердил приказ МВД «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России».
15 июня 1998: указом Президента РФ Государственная автомобильная инспекция переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Также этим Указом утверждено новое Положение о ГИБДД МВД РФ. Редакцией Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679 внесены изменения в текст Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения (госавтоинспекции).
31 июля 1998: постановление Правительства РФ № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 31.12.2005 г.)
20 апреля 1999: приказ МВД РФ № 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 28.03.2005 г.)
1 июля 2000: вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 № 370 «О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения».
25 апреля 2002: издан Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
26 декабря 2002: постановление Правительства РФ № 930 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»
1 июля 2007: новая редакция Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД.
Необходимая информация
- Правила дорожного движения РФ (2013)
- Экзамен on-line по ПДД
- Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений
- Техосмотр
- Регистрация транспортных средств
- Правонарушения
- Видеофиксация
- Таблица штрафов за ПДД (2013)
- Федеральный Закон РФ «О полиции»
«Вокруг света» о ГИБДД
- Сентябрь 1980 ДревнеримскаяГАИ (Как решали проблемы с движением транспорта в Древнем Риме)
- Апрель 1986 Покажите, как строится старт. (остановит ли водителя гаишник, если у него водительские права с автографом Гагарина?)
- Апрель 1994 По дороге проехать — не поле перейти (Об участии ГАИ в экологическом контроле на дорогах)
- Ноябрь 2006 Березовые мили «Туарегов»(За рулем «Туарега» от Вольфсбурга до Пекина, или как наши доблестные содрудники ГИБДД помогли найти «потерянные номера» доверчивых немцев)
ГИБДД — каждому автомобилисту России знакома эта аббревиатура. На нашем сайте Vodi.su тоже есть целый раздел, посвященный ГИБДД, в нем мы рассказываем о штрафах, о правилах регистрации транспортных средств, о получении прав и обучении в автошколе, и о многих других проблемах, волнующих всех без исключения водителей.
Аббревиатура эта расшифровывается очень просто: Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Это одно из подразделений МВД, в круг функций которого входят:
- обеспечение порядка на дорогах;
- контроль за соблюдением всеми участниками движения правил дорожного движения (ключевое слово — «всеми участниками», в том числе и пешеходами);
- надзорные и разрешительные функции — допуск транспортных средств к эксплуатации, проведение регистрации или перерегистрации, выдача и замена номерных знаков, проверка знаний кандидатов в водители (экзамены в ГИБДД) и т. д.
Структура ГИБДД
Главным контролирующим органом ГИБДД является ГУ ОБДД — госуправление обеспечения безопасности дорожного движения. В каждом отдельно взятом регионе страны имеются региональные отделения ГИБДД, на которые возложено выполнение всех контролирующих и разрешительных функций.
Кроме того, в структуру Госавтоинспекции входит и целый ряд управлений и подразделений. Перечислим основные из них.
ДПС — дорожно-патрульная служба. Данное структурное подразделение занимается обеспечением безопасности на дорогах России, пресечением различных правонарушений. В случае каких-либо угроз или экстренных ситуаций ДПС занимается поиском нарушителей, задержанием и проверкой транспортных средств. То есть это военизированная часть ГИБДД, представители которой даже имеют право открывать огонь на поражение (согласно 185 закону МВД).
МРЭО — межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел. МРЭО есть в каждом городе, а в больших городах типа Москвы такие отделы имеются в каждом округе — МРЭО ВАО, МРЭО ЦАО и так далее.
Чем занимаются МРЭО:
- проведение экзаменов, выдача ВУ;
- водительские медкомиссии;
- все вопросы, связанные с регистрацией, учетом ТС — выдача/замена номерных знаков, удостоверений, СТС, ПТС;
- утилизация ТС.
ДИиОД — служба дорожной инспекции и организации движения. Данное подразделение контролирует соблюдение правил в сфере стандартов и технических норм (ремонт и эксплуатация дорог, ж/д переездов, дорожных сооружений). Также в этой службе согласовывают маршруты пассажирского транспорта, определяют маршруты для перевозки негабарита или опасных грузов.
Служба техосмотра и регистрации — межрайонные отделы гостехосмотра и регистрации ТС.
Есть и другие подразделения, занимающиеся розыском автомобилей, обеспечением безопасности на скоростных магистралях и так далее.
ГИБДД или ГАИ — как правильно?
Часто можно услышать, что ГИБДД по старинке называют ГАИ — правильно ли это?
Отвечаем — правильно. ГАИ — сокращение от «Госавтоинспекция». За 70 с чем-то лет все привыкли к этой аббревиатуре. В 1998 году вышел указ про переименование ГАИ в ГИБДД, потому что такое название точнее передавало суть деятельности инспекции (безопасность).
Однако, в 2002 году вышел новый указ, по которому названия ГАИ и ГИБДД признавались равнозначными — даже на официальном сайте ГИБДД так и написано: «Госавтоинспекция МВД России».
Переименование — любимое занятие наших деятелей. Хорошо хоть, что после переименования милиции в полицию не были утверждены новые названия ГИБДД и инспекторов:
- Полицейская Дорожно-Регулировочная Служба;
- Полицейский Инспектор Дорожного Регулирования.
Были и другие интересные аббревиатуры, но в правительстве посчитали, что ГАИ и ГИБДД звучат милозвучнее.
Источник:
http://vodi.su/gibdd/
Автомобилисты часто взаимодействуют с сотрудниками ГИБДД.
Как же грамотно общаться с представителями Госавтоинспекции?
Какими правами и какими обязанностями обладает инспектор ГИБДД?
И что вообще представляет собой эта структура?
Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !
ГИБДД и ГАИ
Государственная инспекция безопасности дорожного движения — подразделение МВД РФ, которое занимается надзором и контролем за безопасностью дорожного движения и выполняет разрешительные функции в данной сфере. Все отделы и управления ГИБДД России подчиняются Главному управлению ОБДД.
В нашей стране популярно и другое название этого ведомства – ГАИ (Госавтоинспекция). После его переименования в 1998 г. стало ясно, что старое наименование по-прежнему распространено гораздо больше, и в 2002 г. были внесены необходимые поправки, сделавшие оба названия равнозначными.
Вопросы регистрации транспортного средства и получения прав на управление им решает Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД (МРЭО), сюда обращаются в случае:
- постановки на учет ТС или, напротив, снятия его с учета;
- изменения его собственника (для чего ГАИ может предъявить владельцам ТС различные требования);
- замены номерных знаков, их цвета и номера региона;
- переоборудования ТС;
- оформления регистрационных документов или их замены;
- получения водительских прав или их замены;
- сдачи экзамена на право управления ТС.
История ГАИ
Сколько лет ГАИ? История службы Госавтоинспекции начинается в 1936 году. Ранее аналогичные функции выполняла милиция, точнее, отдел регулирования дорожного движения (ОРУД).
Вновь созданное ведомство было призвано бороться с дорожно-транспортными происшествиями, контролировать подготовку водителей, разрабатывать нормы эксплуатации автотранспорта, а также выполнять другие задачи.
В 1938 г. началось создание местных отделов Госавтоинспекции, а в 1939 г. появились первые в СССР правила дорожного движения.
Славные страницы истории ГАИ связаны со временами Великой Отечественной войны и, в частности, с Дорогой Жизни (ноябрь 1941 – март 1943 гг.). Благодаря работникам дорожной милиции движение автотранспорта в Ленинград не прерывалось в течение всей блокады.
В последующие десятилетия были разработаны правовые основы дорожной безопасности, многие из которых до сих пор не потеряли своей значимости. Например, очевидный для современного автомобилиста запрет на вождение без прав или в состоянии опьянения появился лишь в 1956 г.
В 1966 г. в результате ряда преобразований было создано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, ставшее затем МВД СССР.
В эти годы появились документы, впервые учитывавшие международные требования к безопасности на дорогах. Тогда же ввели единые бланки водительских удостоверений, образцы техпаспортов и номерных знаков, были унифицированы правила регистрации и проведения техосмотров, порядок получения водительской квалификации.
В данных условиях основными задачами ГАИ стали контроль за дорожной безопасностью и борьба с преступностью, а организационно-хозяйственные задачи с Госавтоинспекции постепенно были сняты.
В 1998 г. в ходе реформ ГАИ получила свое новое название ГИБДД. Ее статус повысили до уровня министерств и ведомств.
Структура ГИБДД. Права и обязанности сотрудников
Дорожно-патрульная служба (ДПС) выполняет следующие задачи:

Совершенно ясно, что с сотрудниками ДПС автомобилистам приходится сталкиваться чаще, чем с представителями каких-либо других подразделений Гос ГИБДД. Правила взаимодействия с инспектором ДПС подробно описаны в этой статье. Также будет нелишним узнать, какими правами обладает инспектор.
Служба дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД)
С наименованием этой службы давно существует путница: когда-то она называлась службой организации дорожного движения (ОДД) и многие по старинке продолжают именовать ее так. Основная задача ДИиОД – контролировать, чтобы дорожные работы выполнялись согласно всем имеющимся нормам. В обязанности сотрудников ДИиОД также входит:
- изучение законодательной практики в этой области;
- анализ данных о состоянии безопасности на дорогах, подготовка вариантов по ее улучшению;
- рассмотрение заявок на открытие новых маршрутов социального транспорта;
- определение порядка движения ТС повышенных габаритов и веса, согласование маршрутов и условий движения ТС, транспортирующих опасные грузы.
Служба технического осмотра и регистрации
Очень часто на местах данные функции выполняет МРЭО. Что же касается инспектора именно службы технического осмотра и регистрации, то в его обязанности входят:
- постановка на учет (снятие с учета) транспортного средства;
- изменение его собственника;
- замена государственных номерных знаков, цвета и номера региона;
- переоборудование ТС;
- выдача (замена) регистрационных документов.
Регистрационно-экзаменационные подразделения
Занимаются вопросами выдачи и замены удостоверений на право управления ТС различных категорий. Пожалуй, самые большие очереди в ГАИ можно увидеть именно здесь — правда, в дни сдачи экзаменов курсантами автошкол.
Отделения розыска автотранспорта
Их основная функция – поиск машин или мотоциклов, которые числятся в розыске.
Спецсредства
При осуществлении своих обязанностей инспектор ГИБДД может пользоваться следующими инструментами и специальным оборудованием:

навигаторы – для быстрого прибытия на место ДТП;
Функции ГИБДД
Основные задачи, функции и обязанности полиции ГИБДД (ДПС и ГАИ) – надзор, контроль и санкционирование деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Решая их, Госавтоинспекция предоставляет следующие государственные услуги:
- прием экзаменов и выдача водительских удостоверений;
- предоставление данных о фактах административных правонарушений;
- регистрация ТС;
- прием граждан, рассмотрение обращений.
Пошлины ГИБДД
В Госавтоинспекции потребуется оплатить госпошлины при:

Сколько госпошлин нужно оплатить и в каком размере — зависит от конкретных случаев, которые надо рассматривать отдельно.
Документы ГИБДД
Сотрудник ГАИ (ГИБДД) оформляет следующие документы:
- протокол – оформляется по факту административного правонарушения (АП);
- постановление – содержит решение по делу о совершенном правонарушении;
- справка о ДТП – для оформления страховки;
- определение об отказе в возбуждении дела об АП;
- свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- бланк справки-счета торгующей организации;
- квитанция для оплачивания штрафа.
Вы имеете право обжаловать постановление, заключение ГИБДД, ГАИ, для этого необходимо написать соответствующее заявление (можно также написать жалобу на сотрудника).
Формы взаимодействия ГИБДД с гражданами
Любой гражданин РФ может обратиться в ГИБДД МВД, ГАИ, МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов Российской Федерации позвонив по горячей линии 02 со стационарного телефона или 112 с мобильного .
Также вы можете воспользоваться услугами ГИБДД, при возможности прийти лично или оставить электронное обращение на сайте.
При этом он может оформить следующие документы:
- заявление на проведение регистрационных действий или выдачу удостоверения; (скачать бланк)
- жалоба на действия инспектора;(скачать образец)
- уведомление о совершении АП третьим лицом.
Подводя итог, можно сказать, что если вы в курсе, каковы права и обязанности инспектора ГИБДД и ваши, неприятностей на дорогах вполне можно избежать.
Источник:
http://avtourist.guru/gibdd